Интервью с Людмилой Шевцовой — автором книги «Несыгранная роль»
В сентябре в компании «Ваше Издательство» вышла книга Людмилы Шевцовой — «Несыгранная роль». Людмила Ивановна – журналист, редактор, сценарист, лауреат многочисленных международных и национальных телевизионных премий, а кроме того, великолепный автор. В ее новую книгу вошло три произведения: «Несыгранная роль», «Грешневая каша» и «Ген честности». Подробнее об авторе и книге «Неыгранная роль» вы можете узнать из интервью с Людмилой Шевцовой.
А приобрести книгу вы можете в магазинах
Добрый день, Людмила Ивановна.
Расскажите, пожалуйста, о вашей профессиональной деятельности. Как в своем плотном графике вы выкраиваете время на написание книги?
Я журналист. Окончила МГУ. Будучи корреспондентом газет и журналов объехала практически весь Советский Союз. На заре своей журналисткой деятельности и начала писать рассказы. Печаталась в журналах.
Помню первое задание редакции – написать очерк о передовом племенном хозяйстве, которое специализировалось на разведении молочной породы коров. Я пришла к зоотехнику совхоза и со столичным апломбом спросила: «Сколько быков у вас в хозяйстве для оплодотворения коров?». Он хохотал до слез, но оказался добрым и умным человеком. Рассказал мне всю технологию выведения породы. Быков у них вообще не было…
А потом меня пригласили работать на телевидение. Героями моих фильмов стали люди искусства – писатели, актеры, художники, композиторы. Люди творческих профессий часто становятся прообразами моих литературных произведений. Как, например, талантливый скрипач в рассказе «Ген честности». Это реальный персонаж. Его честность чуть не обернулась трагедией всей его жизни…
Когда была написана книга «Несыгранная роль»?
На ваш вопрос отвечу иначе, ни когда, а, скорее, что заставило меня написать эту книгу. Прежде всего – знакомство с главной героиней повести «Несыгранная роль» в одном из монастырей на Вологодчине.
В конце девяностых моя героиня была очень популярной актрисой Московского молодежного театра. В период ее восхождения на театральный Олимп я была автором сценария телевизионного фильма об этой яркой талантливой актрисе. Конечно, мы с ней неоднократно встречались, и я хорошо знала ее творческую биографию. Но после перестройки, неожиданно для всех, она ушла из театра. Никто из ее коллег не знал, что с ней, где она находится…
И вот, не так давно, я совершенно случайно встретила ее в монастыре. Так я узнала, почему она променяла театральную сцену на монашескую келью. История ее жизни и легла в основу книги «Несыгранная роль». Шум аплодисментов не позволил моей героине сыграть самую главную роль в своей жизни – стать матерью. Ради оваций она оставила ребенка в роддоме, сочинив историю, что он умер во время родов. Ради успеха она пропустила в своей жизни настоящую любовь, предала своих близких, безжалостно разрушив счастье других людей. Только через двадцать три года она случайно узнала, что ее сын жив и стал талантливым пианистом.
Эта книга о настоящей любви, преданности и предательстве, потерях и горьких разочарованиях. И еще о цене, которую рано или поздно платит каждый человек за свои поступки.
Считаете ли вы, что проблемы, поднятые в вашей книге актуальны сегодня?
У армянского философа Григория Нарикаци есть бессмертные строки. Они были написаны еще в V веке:
Мы, смертные, пленяемся ничтожным,
И не умеем мы глядеть вперед,
И в поединке истинного с ложным,
Неистинное чаще верх берет…
В жизни чаще всего так и бывает: ложные истины побеждают истинные. Ничего со времен Нарикаци не изменилось.
Я отношусь к поколению людей, которые знали таблицу умножения наизусть, читали по ночам запрещенного Солженицына и Пастернака, считали столбиком и любили без денег… Мы были «контужены» советской идеологией. А сейчас на смену ей пришла идеология потребления. Это такая же ложная ценность, вернее обманка, как и строительство коммунизма, только, пожалуй, еще страшнее. Потому что желание только брать и ничего не давать взамен ведет к внутреннему опустошению, одиночеству, а, порой, и к трагическому концу. Как это и случилось с героиней повести «Несыгранная роль».
Ведь для многих людей, особенно постперестроечного поколения, слово «любовь» это фигура речи, не более того. Помните, один из героев фильма «Ирония судьбы» сказал: «Господи, как скучно мы живем! В нас пропал дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам. Мы перестали делать большие добрые глупости…».
Сегодня к этим словам могу лишь добавить: мы пошли дальше – мы перестали слышать и видеть друг друга. Между нами теперь светящийся монстр – экран компьютера, айфона, смартфона… Мы разучились нормально говорить друг с другом. Какие уж там окна!
Совсем недавно я была свидетелем «романтического» ужина молодой пары в ресторане. Они сели за столик, сделали заказ, и пока им не подали ужин, а это, примерно, прошло минут тридцать-сорок, они не проронили ни слова друг другу. Даже не посмотрели друг на друга. Весь вечер они неотрывно копались в своих телефонах…
К сожалению, уже давно в нашем обществе происходит девальвация чувств. Это ощущается во всем. Сегодня часто слышишь расхожую фразу: «Дружбы нет, а есть только взаимовыгодные интересы». И это стало нормой в отношениях между людьми. На любовь тоже повесили ценник. Поэтому проблемы, затронутые в книге «Несыгранная роль», безусловно, актуальны и сегодня. Поступки моих героев дают понять читателям, где истинные ценности, а где – ложные. А самое главное – своей судьбой они показали, что именно настоящая любовь делает человека человеком.
Образы и судьбы, описанные в ваших произведениях, очень реалистичны. Берете ли вы за основу реальные истории людей, характеры героев?
Все мои произведения – это реальные судьбы людей. Жизнь гораздо богаче наших фантазий. И иногда достаточно только перенести ее на бумагу. Я стараюсь сохранить язык, интонацию, манеру поведения своих героев. Часто даже не меняю их имен. Я вместе с ними проживаю их жизнь. Меня часто спрашивают: «Откуда вы так хорошо знаете деревенскую жизнь? Когда читаешь ваши рассказы, то ощущаешь запах пыли на дороге»…
Для меня – это наивысшая оценка. Заставить читателей прожить жизнь моих героев, не прочитать, а прожить. И ощутить запах травы и пыли…
Расскажите, пожалуйста, чем вызван ваш интерес к русской глубинке, к судьбе русских деревень, о которых вы пишете в рассказе «Грешневая каша»?
Это не интерес, скорее боль. Ведь стоит отъехать километров на семьдесят-восемьдесят от Москвы, и вы увидите заброшенные деревни и брошенных стариков. А что уж говорить о сибирской глубинке?
Там старики умирают от холода, потому что не могут обеспечить себя дровами на зиму. Нет магазинов, больниц, дорог. Как известно, газа в нашей стране тоже нет. Потому что газифицировать деревни не рентабельно. Старики сегодня не рентабельны. Страшно осознавать, но это – факт.
Мне пришлось быть свидетелем, как жители одной заброшенной деревни в Курской области, а это пенсионеры по 70-80 лет, вскладчину наняли экскаваторщика, чтобы он летом выкопал им могилы на кладбище, заранее. На тот случай, если вдруг кто-то умрет зимой…
Эта деревня и стала прообразом рассказа «Грешневая каша». Пронзительная история жизни стариков в заброшенной деревне.
Тема нерентабельности наших стариков сегодня – не формат. Этой проблемы нет у нас ни в печати, ни на экранах телевизоров, нет ее и в кино, как, впрочем, и темы о жизни российской глубинки. Я убеждена, что пока для нас брошенные старики и дети не станут «рентабельными», причем, в широком смысле этого слова, у нас в России не будет духовного возрождения. Мы теряем истоки своего языка и культуры, теряем свою самобытность. Все это берет начало в российской глубинке. И главное – у нас атрофируется чувство сострадания к ближнему…
Что для вас самое сложное в написании книги?
Сложно все. Это тяжелый труд. Ты проживаешь жизнь своего героя, говоришь его языком, думаешь, как он… Иногда не ты, а твой герой ведет тебя за собой. Диктует манеру поведения. Совершает поступки… А потом, когда книга уже написана, одолевают не менее мучительные сомнения: «Может, это интересно только мне?».
Планируется ли к изданию ваша новая книга? Расскажите о ней подробнее.
Сейчас я работаю над новой книгой. Продолжение темы российской глубинки. Сюжет реальный. В девяностые годы директор крупного совхоза проиграл вверенное ему хозяйство в московском казино «Кристалл», и когда совхоз пустили за долги с молотка, директор скончался от инфаркта. Конечно, не от горя, что оставил на вымирание сельчан. От запоя. Его похоронили с почестями на городской аллее Славы, рядом с героями Великой Отечественной войны. Через судьбу простого работяги совхоза проходит вся постперестроечная жизнь российской глубинки.
По сути, перестройка привела к геноциду сельских жителей. Это страшная трагедия, которая до сих пор замалчивается. Приходится очень много изучать документов, которые проливают свет на события того времени. Книга будет называться «Карцинома» – медицинский диагноз тому времени…
Какие рекомендации вы можете дать начинающим авторам?
Очень хороший ответ на этот вопрос дал писатель-сатирик Михаил Жванецкий. Мне посчастливилось с ним работать, даже сделать о нем несколько фильмов. Так вот, он сказал гениальную фразу: «Писать, как и пИсать, надо тогда, когда терпеть не можешь».
И я с ним согласна. Если можете терпеть – не пишите…